Наша компания является лидером рынка. Мы – лидеры в своем регионе, в своей нише. Наша компания растет хорошими темпами. Мы предлагаем своим сотрудникам хороший финансовый пакет. Наши зарплаты выше рыночных. Но люди постоянно хотят больше. Постоянно хотят повышения. Мы и так регулярно повышаем зарплаты, но людей это не удовлетворяет. Они все еще хотят больше. И мы не видим возврата от этих инвестиций. Что нам делать?
Деньги не являются мотиватором. Деньги являются демотиватором. Что это означает? Если у меня есть деньги, я ожидал их получить. Я работаю на вас. Я даю вам свое время, энергию, присутствие, свои мозги. Я хочу получить за это компенсацию. При чем здесь мотивация? Почему вы не даете мне ничего сверху? Ты - мне, я - тебе. Другое дело, если ты мне не заплатишь, я демотивируюсь. Т.е. денежное вознаграждение по умолчанию является демотиватором, а не мотиватором. Если я деньги не получаю, я демотивируюсь.
Откуда происходит демотивация? Исследования показывают очень интересный и примечательный факт. Людей мотивирует не абсолютная сумма денег, которую они получают, а прирост этой суммы. Например, я получаю миллион долларов в год. Ну и что? Это будет мотивировать меня знаете сколько? Ровно две недели. Исследования показывают, что неважно, сколько бы вы не получили денег, это будет мотивировать вас примерно на две недели. Потом наступит привыкание, и никакой мотивации не будет. Вы к этому привыкните: «Ни у что? Миллион долларов… Подумаешь. При чем здесь мотивация?». Мотивации уже нет. Она испарилась.
Для того, чтобы мотивация не исчезала, очень важно, чтобы эта сумма увеличивалась. Важен темп прироста. Например, в этом году – плюс 5%, в следующем – плюс 10%, дальше – плюс 12%. Понимаете? Т.е. есть некий прирост. Это людей мотивирует.
Вы спросите: «Как это возможно? Если зарплату постоянно увеличивать, то компания просто обанкротится. Мы разоримся». Делайте это не за счет зарплаты, а за счет переменной части. Фиксированная часть так и остается. А переменная часть заставляет людей мотивироваться. А это напрямую связано с результатом их работы и компании. Т.е. чем эффективнее они работают, тем больше они получают.
Ни в коем случае не повышайте зарплату. Так вы разоритесь. Вы никогда не будете мотивировать людей этим фактом. Две недели максимум. Через две недели они хотят больше, и еще больше, и еще больше. Поэтому они должны работать больше и давать больше компании для того, чтобы получить больше. Увеличивайте компенсацию за счет переменной части. Деньги – не мотиватор. Деньги – демотиватор.
Так что же является мотиватором в таком случае? Даже если вы постоянно повышаете переменную часть зарплаты, бонусы и т.д., это не является мотиватором. Этого недостаточно. А что, если вы перестанете повышать переменную часть?
Существует три источника мотивации, которые вам стоит использовать.
Первый – это миссия. Вы осознаете тот факт, что люди идут на войну из-за миссии. Люди умирают из-за миссии. Люди жертвуют своей жизнью. Люди жертвуют жизнью своих детей для того, чтобы достичь определенной миссии. Миссионеры в Африке умирают от малярии не потому, что им платят, а потому, что у них есть миссия. А в вашей компании у людей есть миссия? То, что их духовно мотивирует на великие свершения. На нечто большее, чем деньги.
Миссию можно найти во всем, даже если вы занимаетесь строительными материалами. Знаете, как? «Мы производим самые безопасные, самые качественные материалы во всей индустрии. И мы этим гордимся». Понимаете? Гордиться своей работой – это миссия. Это людей мотивирует.
Еще один мощный мотиватор – это любовь к своему делу. Т.е. я на своем месте. Если вы посадите креативного человека заниматься какой-нибудь бухгалтерией, он просто повесится. Или наоборот. Если я бухгалтер, то я люблю тишину, контроль. Для такого человека маркетинг и продажи – это будет кошмар. Понимаете, правильный человек на правильном месте. А это уже – практика найма. Профиль работы и профиль сотрудника должны соотноситься.
Если человек не занимается своим делом, он будет требовать больше и больше денег, чтобы вы компенсировали его страдания таким образом. Возможно, в вашей компании люди находятся не на тех местах. У них нет психологического вознаграждения, поэтому они постоянно требуют больше денег, чтобы вы компенсировали им за эту фрустрацию.
Третий мощный фактор мотивации. Теперь у вас есть не только миссия и человек находится на правильном месте (есть соответствие между местом, работой и профилем человека), но есть еще и полномочия. Он может влиять на что-то. От человека требуют результатов, но его руки и ноги связаны, рот заклеен. И как-то он должен работать в такой ситуации. Как? Полномочий нет. Власти нет. «Меня никто не слушает. Я – ничто. Я – винтик. Откуда у меня возьмется мотивация?».
Человек мотивирован, когда он вовлечен, когда он изменяет ситуацию, влияет на ситуацию, когда к нему прислушиваются. Поэтому, если вы даете своим людям полномочия, и при этом нужный человек находится на нужном месте, и у человека есть миссия, то давление на деньги будет гораздо ниже. Если эти три фактора вы не учитываете, тогда давление на деньги будет постоянно расти. Бесконечно. Оно будет все выше и выше, и люди будут всегда недовольны.