Задумайтесь над политическим смыслом этого.
Еще один момент: в русском языке слово «efficient» (англ. результативный) переводится, как «эффективный». Для меня слово «эффективный» переводится как «effective». Я объясняю это так. В России быть эффективным означает быть результативным. Я считаю, что это обусловлено наследием Советского Союза, который всегда навязывал детальное, сильное централизованное планирование. Многих людей отправляли в Сибирь, потому что они не обеспечили выполнения планов по производству, которые были установлены центральными органами власти в Москве.
В советской системе планирования формирование стратегии осуществлялось из центра: сколько пар обуви необходимо изготовить, каким должен быть урожай и т.д. Целью было результативное производство, чтобы это ни было, вне зависимости от потребностей или предпочтений потребителей. О моде не могло быть и речи. Маркетинговых исследований почти не существовало.
Быть «эффективным»означает обеспечивать нужды рынка. Но модель централизованного планирования это игнорирует. Потребности рынка не принимаются во внимание. Основной упор делается на производстве и результативности.
Каждый раз, когда в Институте Адизеса мы реорганизуем российскую компанию, мы стараемся определить центры прибыли. Даже в наши дни центром прибыли считают завод, а не рыночный сегмент или же продукт.
На результативности делается больший акцент, чем на эффективности. Приоритет отдается (A)-роли. Вы можете увидеть (A) в архитектуре эпохи Советского Союза также, как в деятельности правительства.
Вместе с тем (A)-ориентированность не присуща русской культуре. Обратите внимание, как русские ездят: они не придерживаются своей полосы. Они всегда пытаются протиснуться в трафике, чтобы быть впереди.
При прохождении паспортного контроля они не стоят в очереди. Каждый пытается продвинуться вперед и добраться до начала очереди. Русская культура— это не настоящая (A)-культура,как это было бы в Англии или Германии, где люди машинально и инстинктивно становятся в очередь и уважают систему.
В культурном отношении русские (E)-ориентированы. Вы можете увидеть (E) в инновационной деятельности.Некоторые главные мировые инновации были разработаны в России. Даже в русском языке вы можете заметить (E)-культуру: существует несколько способов сказать: «Я люблю тебя», и все они правильные. К примеру, вы можете сказать:«Я люблю тебя», «Тебя я люблю» или «Люблю я тебя». Все это – варианты одной и той же фразы. Я убежден,что это свидетельствует об их (E) (предпринимательской) культуре. Поскольку экономическая/политическая система сильно ориентирована на (A), склонность к (A) не стимулирует широкое распространение предпринимательства.Это является прерогативой только некоторых олигархов, у которых есть хорошие связи.
Навязывание (A) началось с Петра Великого, который был очарован немецкой культурой и призывал немцев иммигрировать в Россию, чтобы стимулировать развитие (A) или наведение порядка. Большевистская революцияи последовавшая за этим коммунистическая системабыли очень (A)-ориентированы: во-первых, чтобы принести желаемое равенство в массы. Во-вторых, чтобы удерживать власть для реализации преобразований.(A) было навязано политически силой.
Россия сейчас застряла между двумя видами культурного давления: одно естественное, (Е), креативность и принятие рисков. И второе — (А), контроль и порядок. Одним из результатов такого раздвоения является коррупция. Креативные люди не следуют курсу. Они пытаются отыскать пробелы в системе, лазейки, за счет чего могут извлечь выгоду.
В своих выступлениях в России и в телевизионных интервью я по-прежнему рекомендую назначить министра по дебюрократизации в качестве способа для пересмотра и отмены устаревших административных правил, политик и систем.Это необходимо для того, чтобы позволить естественной предпринимательской культуре России процветать.
В экономическом плане Россия не будет двигаться вперед до тех пор, пока она не уменьшит (A) и будет содействовать созданию (E)-системы. Только в этом случае она будет процветать, потому что система будет прекрасно гармонировать с ее природной культурой.