Проявлением экономической отсталости является плохая экономическая ситуация. В результате, здравоохранение, уровень образования и уровень жизни к тому же ниже соответствующих показателей; уровень преступности также высокий; женщин считают людьми второго сорта; и страна часто застревает в непрерывном цикле безуспешных попыток развития.
Привычное решение – предоставить стране экономическую помощь, чтобы стимулировать экономическую активность.
Я считаю, что это, в лучшем случае «пластырь», который всего-навсего снимает симптомы. Это не поможет стране побороть низкий уровень развития.
Исходя из моего опыта консультирования нескольких слаборазвитых стран, у меня сложилось мнение насчет причин недостаточного развития и способов их устранения. Страна – это система. Как и у других систем, у нее есть ограниченное количество энергии.
Переход страны от «неразвивающейся» к «развивающейся» требует энергии — специальной, целенаправленной энергии — а все, что истрачивает доступное ограниченное количество энергии, подрывает способность страны направлять эту энергию на развитие.
Какие факторы расходуют энергию?
Первое — это отсутствие социальной интеграции. Причинами могут быть межплеменные войны, религиозная нетерпимость и неравенство в распределении богатства. Недостаток интеграции приводит к конфликтам, которые забирают энергию, которая должна была быть направлена на развитие. На самом деле, межплеменные или этнические и религиозные различия, или война являются главными препятствиями на пути к прогрессу.
Вторая причина – это недостаток предпринимательского духа у местных жителей. Это может быть колоссальной проблемой. Я объясню свою точку зрения.
Чтобы обеспечить экономический рост, люди должны быть готовы тратить время, деньги и свою собственную энергию на создание хозяйствующего субъекта. Такие люди в основном разрабатывают планы на долгосрочную перспективу. Они не представляют себе компанию, производство или предприятие в течение следующих одного-двух лет. Вместо этого, они мечтают посвятить своему проекту свою жизнь или даже несколько поколений.
В слаборазвитых странах, как и во всех странах, развитие человечества начинается с времен кочевников, с планированием на очень короткий срок. Их временной горизонт составлял месяцы, а не годы; вероятно, они не могли спланировать, что им делать, и где они будут дольше, чем в следующем году.
Тоже самое относится и к следующему шагу в эволюции человека: сельскохозяйственное общество. Люди также строили планы от года к году. Для индустриального общества (и я говорю не о родительской забегаловке, где продают тако)– для промышленного предпринимательства – требуется много лет.
Когда я спрашиваю обычных людей в неразвитых странах об их планах на будущее, самое большее – они имеют представление о следующем годе. Помимо этого, у них из головы вылетает абсолютно все. Проведите параллель с еврейским народом, который известен своим предпринимательским духом. Есть такая шутка. Как только рождается ребенок, мать уже знает, что он станет доктором или ученым. Его будущее предопределено уже в момент появления на свет.
Еврей-иммигрант приезжает в Америку без гроша. Он выполняет черную работу и откладывает деньги, чтобы отправить своего ребенка в колледж. Этот ребенок, в свою очередь, отправляет своего ребенка получать степень магистра, а дети из третьего поколения получают докторскую степень.Некоторые становятся лауреатами Нобелевской премии.
Еврейское общество, как и все другие предпринимательские общества, придерживается взглядов на жизнь нескольких поколений. Обратите внимание, как китайцы направляют свои энергетические ресурсы на то, чтобы дать своим детям наилучшее образование. И, как следствие, посмотрите, как быстро Китай, будучи слаборазвитой страной, стал супер-развитым. Их процессы планирования и ожидания являются долгосрочными.
В то же время население слаборазвитых стран имеет совсем ограниченное видение будущего. В основном они живут сегодняшним днем: в тот самый день, когда они получают свою зарплату, они спешат ее потратить – не обязательно для поддержания жизни, а для удовольствия – и с трудом дотягивают до следующей зарплаты. Поведение цыган – наиболее яркий пример: они не в состоянии представить себе послезавтра.
Имея такое краткосрочное видение, невозможно развивать собственный бизнес, достаточно устойчивый для экономического развития.
Третья причина – это отсутствие правопорядка, недостаток безопасности и государственного управления.
Этих составляющих экономического роста нет, потому что слаборазвитые страны еще не пережили индустриализацию. Для успешного прохождения этого этапа необходимы планирование, порядок и дисциплина. В индустриальном обществе предпринимательство, закон и порядок гораздо важнее, чем в аграрном.
Четвертая причина экономической отсталости – это организованная религия.
Однажды я работал с клиентом в Мексике, в городе Таско, известным своими серебряными приисками. Стоя на террасе отеля Holiday Inn с видом на город, генеральный директор компании сказал мне: «Взгляни на город и расскажи мне, что ты видишь».
Мой ответ ему не понравился. Он продолжил: «Посмотри, какая огромная церковь и какие маленькие дома. Теперь представь Уолл-стрит. Церковь маленькая, в то время как офисы находятся в небоскребах».
Проблема заключается в том, что церковь дает ложные надежды недостаточно развитому населению: «Жертвуй, молись, принимай и поклоняйся религии, и Бог поможет тебе и спасет тебя».
Очень бедные люди молятся и надеются. Они поднимаются по лестнице церкви на коленях, молясь о прощении своих грехов. В процессе они признают, что их судьба – быть бедным. Карл Маркс называл религию опиумом для народа.
Все четыре причины, которые я перечислил, расходуют энергию, которая необходима для построения устойчивой, развитой страны. Развитые страны жертвуют деньги слаборазвитым странам, но мне кажется, это не работает. Из-за коррупции большая часть этих денег где-то теряется, остальные деньги идут на поддержку малого бизнеса с ограниченным экономическими возможностями.
Если просто выделять деньги на решение проблемы, это даже может привести к негативному эффекту. Со стороны кажется, что принимаются меры, чтобы помочь. Статистические данные свидетельствуют о некотором экономическом росте. Но учтите, что этот рост концентрируется в небольшой части общества, обычно с иностранными меньшинствами, обладающими предпринимательским духом, знающими, как построить бизнес, потому что они готовы рисковать и смотреть на вещи в перспективе.Примерами являются иммигранты из Индии, Китая и евреи. Они выделяются благодаря своему благосостоянию. Это возмущает местное население, которое часто эти меньшинства изгоняет из страны, что тормозит экономический рост.
Еще одно проявление псевдоэкономического роста: в слаборазвитые страны приходят иностранные компании и строят заводы. Это выглядит прекрасно. Данные о ВНП улучшаются. Но эти иностранные компании приходят в слаборазвитые страны прежде всего, чтобы использовать их дешевую рабочую силу. Они способствуют сохранению низкого уровня развития бедной страны. Уровень жизни населения не улучшается, равно как и слаборазвитая страна не становится самодостаточной, чтобы продолжать расти. Наоборот, иностранные инвесторы делают так, чтобы бедные местные жители оставались бедными и малообразованными, и продолжают получать выгоду от дешевой рабочей силы. Настает момент, когда ситуация достигает своего пика, и происходит революция. До этого компании, предоставляющие возможности, вытесняются, и дух предпринимательства исчезает. Вскоре страна снова становится отсталой.
Что же делать?
Если развитые страны предоставляют деньги, их следует направить на помощь стране для преодоления племенных, религиозных и этнических конфликтов — предпринять все необходимые шаги, чтобы привнести терпимость, взаимное доверие и уважение между враждующими слоями общества.
Во-вторых, изменить образовательную систему слаборазвитой страны, научить детей долгосрочно мыслить и брать на себя риск.
В-третьих, развивать судебную систему, которая хорошо оплачивается и эффективно регулируется — как для того, чтобы предотвратить коррупцию, так и чтобы привнести закон и порядок в стране.
Наконец, реорганизовать религиозные нормы, чтобы давать людям вместо того, чтобы брать у них. Религии должны проповедовать чувство уверенности в себе и поощрять предпринимательство.
С таким фундаментом любая предоставленная экономическая помощь, вместо того, чтобы растрачиваться понапрасну, станет зерном возможности, которое будет расти в плодородной почве.