Вопрос №7.
Мы представляем собой крупнейшего производителя специализированного оборудования. Мы живем в кризис. Я думаю, что все будет в порядке. Наша компания переживет этот кризис. Но персонал, люди в компании начинают волноваться. Я вижу падение морального духа. Такое ощущение, что люди перестали верить в будущее компании. Что нам делать?
Очевидно, что вы не делитесь с людьми информацией, поэтому они не знают. Они видят, что вокруг кризис, и они начинают допускать, что и в вашей компании кризис. Они начинают опасаться, что ваша компания, как и многие другие вокруг, тоже обанкротится. Поэтому они беспокоятся по поводу рабочих мест, думают о том, как они будут кормить семью и т.д. Это нормально.
Вы этой деморализации не чувствуете. Потому что у вас есть информация на руках. У них этой информации нет. Поэтому моя первая рекомендация – созовите, пожалуйста, всех людей и расскажите им, как вы собираетесь пережить кризис. Расскажите, что вы делаете для того, чтобы пережить этот кризис. Дайте людям надежду. Именно надежда мотивирует людей, как ничто другое, даже в худшие времена. А у ваших людей нет надежды, потому что нет информации. Поэтому они черпают информацию извне и потом переносят ее на ситуацию в компании. Вы должны это исключить.
Но, пожалуйста, ни в коем случае не делайте следующее. Не надо произносить эти классические мотивирующие речи а-ля «Вперед!», «Мы идем другим путем!» … Если вы не будете делиться реальной информацией, люди почувствуют подвох, фальшь в вашей речи. И это их еще больше деморализует. Теперь они не будут доверять еще и вам. Это еще сильнее ухудшит ситуацию, поэтому, если вы не можете искренне, как открытая книга, выступить перед людьми и рассказать, как вы будете выживать, какие опасности вас поджидают и как вам нужна их помощь, чтобы выжить, то лучше не надо. Только, если честно и открыто.
Чтобы не забыть мою рекомендацию, я вам советую пользоваться следующей аналогией. Знаете, есть такая вещь, как морская болезнь. Вас начинает укачивать, когда вы на море, в лодке. Или, когда вы едите в качестве пассажира в машине по каким-то горным серпантинам. Как помочь человеку, которого укачивает? Очень интересный прием: в море человека заводят в рубку, дают порулить и говорят смотреть за горизонт. А пассажира сажают за руль машины. Морская болезнь сразу проходит. У человека уже все в порядке. Теперь у вас проблемы. Теперь вас уже укачивает.
Что общего? Общее то, что когда вы чувствуете, что у вас есть какое-то средство контроля, что вы можете управлять ситуацией, что вы можете влиять на ситуацию, и вы видите, куда все направляется. Вас не просто вслепую швыряет по волнам, а есть какое-то направление. Я знаю, куда я иду, и я могу влиять на это направление. Морская болезнь проходит. Сделайте то же самое с вашими людьми.