Подпишитесь на нашу информационную рассылку
Стадия Жизненного цикла организации

Ухаживание и Младенчество

Что предшествует созданию семьи и рождению ребенка? Эйфория, страсть, любовь,
романтика. Точно также рождению компании предшествует сумасшедшая увлеченность идеей,
задор и энтузиазм ее создателя. Возникает такое чувство, будто он погружен в некий магический
транс.

Он настолько воодушевлен и глубоко верен своей идее, что на все 100% уверен в
преодолении всех трудностей, которые могут возникнуть на его пути. Это стадия «Ухаживания».
О каких особенностях говорит Ицхак Адизес?
Смысл существования компании
Когда речь идет о фанатичной приверженности основателя, то важно определить, что стоит у ее истоков. Стремление заработать много денег? Если в этом весь замысел, то такой мотивации будет недостаточно для того, чтобы компания смогла справиться с проблемами на своем пути, добиться признания и стать лидером в своей отрасли.

Смысл любого начинания должен заключаться в том, чтобы удовлетворить потребности рынка. Если главная цель руководителя – исключительно получить прибыль, то вскоре такой бизнес «сдуется», как лопнувший воздушный шар.
Рождение
У истоков каждого успешного предприятия стоит однажды принятое смелое решение.

Питер Друкер

Когда организация появляется на свет? Когда эмоциональная преданность основателя прошла проверку, и он берет на себя всевозможные риски. «Чем выше риск, тем сильнее должна быть преданность. Если решимость создателей не соответствует сложности задачи, то организация рождается мертвой», – утверждает доктор Адизес.

Когда идея выходит за пределы мечты и начинает воплощаться в реальность, наступает стадия «Младенчества». Она характеризуется тем, что основатель готовит учредительные документы, набирает штат сотрудников, арендует помещение, подписывает договора с поставщиками и т.д. Теперь место вчерашних грез занимают реальные действия. Главный вопрос, который стоит на повестке дня – «Что уже сделано?», «Есть ли какой-то результат?». Лидер снимает розовые очки и сталкивается с первыми трудностями. То и дело возникают разговоры о сбыте и увеличении продаж.
Нормы и правила
Новорожденная компания не скованна правилами и процедурами. Описание управленческой системы занимает не более, чем пару строчек на клочке бумаги. Бюджета порой и вовсе нет. Но это не мешает собственнику компании с раннего утра и до полуночи быть погруженным в работу. Как и его подчиненным, которые также не сидят сложа руки. Частенько случается так, что они, как и учредитель, корпят работой по выходным. Одним словом, компания работает в условиях жуткого цейтнота.

Малое количество внутренних норм делает организацию легко уязвимой. Отсутствие опыта повышает вероятность возникновения ошибок. Один кризис порождает другой. Основатель то и делает, что занимается «тушением пожаров». Если при этом он не сохраняет свою преданность, то компания умирает.
Прием на работу новых сотрудников
Компания-младенец так быстро развивается, что ей катастрофически не хватает рабочих рук. Именно поэтому сотрудников принимают на работу абсолютно бессистемно, т.е. тогда, когда в этом возникает острая необходимость. О тщательном отборе кадров и качественной оценке их профессиональных навыков зачастую речи не идет. Обычно руководитель принимает решение о принятии на работу на интуитивном уровне, основываясь на первом впечатлении о человеке.
Взаимоотношения
Отношения между людьми в организации не имеют никакого оттенка формальности. Каждый называет друг друга по имени. Что такое совещания сотрудникам вообще невдомек. По большей части они проходят во время кофе-брейков или обеда. Сформированной управленческой структуры тоже нет. Принцип, которому следует новорожденная компания – «все делают все».
Ориентация на продукт
«Приверженность основателей к продуктам, которые, по их убеждению, должен иметь рынок, а не к продуктам, которые рынок хочет иметь, и их относительно невысокая приверженность идее получения прибыли могут позднее превратиться в патологическую проблему их компаний», – убежден Ицхак Адизес.

Несмотря на то, что, «больной» вопрос организации-младенца – это объем продаж, компания на этапе «Младенчества» в действительности ориентирована не на сбыт, а на продукт. Она всеми возможными способами его совершенствует, устраняет технические изъяны, расширяет функциональные возможности, налаживает выпуск, повышает эффективность производства.

Такое поведение является совершенно нормальным, поскольку, прежде чем массово продавать продукцию, нужно максимально ее улучшить. Однако слабый сбыт может превратиться в патологическую проблему, если компания будет и дальше продолжать фокусироваться на совершенствовании. Ведь ее рост зависит от притока денежных средств, а их недостаток приводит компанию к банкротству.
Финансирование
Нет такого стартапа, который бы не испытывал дефицита бюджета. Компания на этапе Младенчества, как и новорожденный, требует непрерывной заботы родителя и хорошее питание, т.е. достаточное количество оборотных средств.

Она из распространенных ошибок предпринимателей – это нереалистичный взгляд на потребность в денежных ресурсах. Другими словами, слепая вера в успех полностью затмевает их разум. Самой действенное лекарство от этой болезни – это максимально приближенный к действительности бизнес-план (на этапе Ухаживания), а также постоянный контроль движения денежных средств.

Еще одними типичными ошибками компаний являются существенное снижение цен на товары или услуги, взятие краткосрочных кредитов, а также привлечение венчурного финансирования. Снижая цену и увеличивая объем реализуемой продукции, компания может не покрывать издержки на ее производство. Таким образом, она будет работать себе в убыток. Краткосрочные ссуды на текущие потребности способны принести доход только в долгосрочной перспективе. Венчурные фонды или отдельные капиталисты, в свою очередь, ожидают выжать из компании максимум прибыли, поэтому предприниматели рискуют остаться у разбитого корыта.
Авторитарное руководство
Работа компании полностью централизована. Абсолютно все решения выносит ее глава, что нередко напоминает сольное выступление на сцене театра. Все полномочия сконцентрированы в одних руках, и эти руки совсем не спешат ими делиться. Такое поведение типично для новорожденных компаний. Их руководители ведут себя подобно матери, которая противится доверить заботу о своем грудном ребенке потустороннему человеку.

Еще одна причина, по которой в организациях на этапах роста сохраняется авторитарный стиль управления: они живут одним днем - от кризиса к кризису. А в условиях, когда от быстроты принятия решений зависит, выживет компания или нет, основатели предпочитают жестко контролировать ситуацию и не намерены делегировать полномочия.

Такой подход считается нормальным на стадии Младенчества. Но в случае, если организация перейдет на следующий этап жизненного цикла, а положение вещей не изменится, то тогда такая ситуация может превратиться в аномальную и даже патологическую проблему. По мере развития компании должен меняться и стиль управления лидера. Если этого не происходит, то, как ни парадоксально звучит, сам родитель-основатель становится угрозой для жизни своего творения.
Затянувшееся Младенчество
За счет чего компания легко минует этап Младенчества и перескакивает на следующую ступень в развитии? За счет баланса роста и притока денежных средств. Товары или услуги правильно позиционируется на рынке. Организация завоевывает лояльность клиентов. Количество продаж растет как снежный ком. Сроки поставок соблюдаются. Ребенок наконец-то прочно стоит на ногах. Наступает долгожданная стабильность.

Но если предприятие не растет и с каждым днем становится все менее ликвидным, то тогда стадия Младенчества затягивается на неопределенный срок. Учредитель работает на износ и при этом не видит никаких результатов, кроме того, что компания с каждым днем теряет все больше денег. Это начинает ему надоедать и его одолевать скука. Затем появляется раздражение и, наконец, отвращение. Он теряет контроль и над собой, и над своим детищем. Организацию одолевает кризис. Она медленно умирает.

Как видим, выбор, по какому пути будет двигаться компания – типичному (преодолевая все невзгоды) или оптимальному (предвидев и избежав многих проблем) – выбор самого основателя. Именно руководитель играет решающую роль в обеспечении жизнеспособности организации. Его драйв, воодушевленность, выдержка и терпение, умение принимать мудрые решения, формировать команду однодумцев, а самое главное – желание меняться. Все это помогает компании не оказаться на свалке истории и двигаться в направлении успеха.