Подпишитесь на нашу информационную рассылку
Все статьи

Почему структура первична

Профессиональная литература и индустрия консалтинга, в общем и целом, пропагандируют следующую последовательность в решении вопросов: структура следует за стратегией.

На первый взгляд, это логично. Как вы узнаете, какая структура вам нужна для выполнения той или иной функции, если сначала не узнаете, что это за функция? Такая же последовательность практикуется в архитектуре и при разработке новых продуктов.

Мой опыт организационного терапевта на протяжении более 50 лет, а также опыт моих коллег из Института Адизеса, обслуживающих клиентов в более чем 70 странах, показывает, что эта последовательность имеет смысл, если вы начинаете абсолютно с нуля. Тогда, теоретически, без уже созданной организационной структуры, вы решаете, куда хотите идти, и организовываете всё так, чтобы туда попасть.

Реальность, однако, такова, что обычно уже существует сложившаяся структура с людьми, у которых есть индивидуальные интересы, обусловленные ролями, которые они исполняют в этой организации. Вы не можете игнорировать то, что уже существует. Представьте, что у вас уже есть здание на земле. Теперь вы хотите, чтобы это здание служило для других нужд. Должны ли вы сровнять старое здание с землей и начать всё с нуля, переселив тех, кто в нем живет?

Многие консалтинговые фирмы так и поступают в своей практике. Они игнорируют существующую организационную структуру, определяют стратегию и формируют организацию для реализации новой стратегии. Теперь руководству компании предстоит упразднить старую структуру, внедрить новую структуру "с чистого листа" и сместить большое количество людей. Внедрение новой структуры предполагает радикальную – и неоправданно болезненную – хирургическую операцию. Или же компания адаптирует рекомендованную структуру к своей реальности. Часто случается так, что консультант рекомендует скаковую лошадь, а компания приобретает верблюда.

Принципы методологии организационной терапии Адизеса совсем другие.

Мы не проводим консалтинг ДЛЯ клиентской компании. Мы делаем это С организацией клиента.

Это создает определенную сложность.

Чтобы люди в существующей структуре могли разработать и принять новую стратегию, им необходимо освободиться от своей власти и ответственности. В противном случае они будут разрабатывать стратегию, исходя из своих интересов, которые вытекают из позиций, занимаемых ими в существующей структуре. Новая стратегия не появится. Она будет лишь представлять собой незначительное улучшение существующей стратегии.

Что же делать?

Сначала мы проводим диагностику ситуации с руководством компании. В ходе этого процесса руководители сами приходят к пониманию того, что необходимо что-то менять. В результате диагностики делается вывод, что для выживания или успеха на постоянно меняющемся рынке необходима новая стратегия, а затем и новая структура.

Как только образ мышления в организации становится приемлемым для принятия изменений, мы концентрируемся на изменении существующей структуры, не касаясь новой стратегии. Она всё равно еще не разработана. Сначала мы работаем над тем, чтобы сделать структуру власти более готовой к принятию изменений. Например, мы отделим маркетинг от продаж, отделим исследования и разработку новой продукции от производства и операционной деятельности, разделим финансы, которые должны быть сосредоточены на будущем, и бухгалтерию, которая сосредоточена на прошлом и настоящем. Мы создаем в структуре группы заинтересованных лиц, чтобы они смотрели в будущее, а не были заложниками прошлого, а значит, и настоящего.

С новой структурой власти – когда в организации есть подразделения, роли и интересы которых направлены на реагирование на будущие угрозы и возможности – мы приступаем к разработке желаемой стратегии совместно с руководством компании. Затем следует разработка новой структуры, отвечающей новой стратегии. 

Последовательность действий такова: изменение мышления > изменение существующей структуры власти, чтобы сосредоточиться на будущем, а не только на настоящем > разработка новой стратегии > разработка новой структуры.

Данный метод, основанный на совместном участии, способствует быстрому и эффективному внедрению новой стратегии и структуры. Конечно, подготовка занимает больше времени, чем обычная последовательность разработки стратегии без вовлечения, и последующего внедрения новой, навязанной структуры. Но реализация происходит очень быстро и почти всегда соответствует задуманному. Это также позволяет избежать массовых увольнений и значительной боли, которую вызывают организационные изменения.

Структурная перестройка по методологии Адизеса – это не одноразовое изменение. Скорее, она включает в себя постепенные, непрерывные изменения. Это больше похоже на физиотерапию, чем на хирургическую операцию.
Блог Ицхака Адизеса