Однажды кто-то сказал Леви Эшколу премьер-министру Израиля в 1950-х годах: «У нас засуха».
«О нет!» - воскликнул он. «Где?».
«В Негеве, израильской пустыне».
«О», сказал он с облегчением. «Я начал переживать. Я подумал, что засуха в Америке.
Многие страны зависят от Америки и равняются на нее. Америка – это модель, которую пытаются скопировать, в особенности молодые люди. Эта страна, которая отличается свободой экономической деятельности, в которой все дороги открыты. Но экономическая свобода - это не единственная особенность Америки, которую люди воспринимают, как часть того, что есть у Америки. Культурная свобода Америки также привлекает людей во всем мире. Она кажется новой, современной, открытой для изменений и увлекательной.
Америка является эталоном – культурным эталоном, политическим и экономическим. Тем не менее, в культурном плане я вижу некоторые негативные последствия. Я называю это американским культурным колониализмом.
Когда в 1991 году я был в России, Советский Союз тогда был на грани распада, я пошел в один-единственный Макдональдс в Москве. На весь квартал была очередь. Я ждал больше часа. Сотни людей стояли в очереди, чтобы купить гамбургер, американский гамбургер. Сегодня за каждым углом вы найдете McDonald’s, KFC, Domino’s Pizza, но вряд ли вы найдете самобытные русские рестораны. С русской музыкой. С русским декором.
В маленьких странах, таких как Македония, где я родился, вам придется поискать ресторан, где играет национальная музыка. Вместо этого повсюду играет американская музыка. Молодые люди больше не танцуют национальные народные танцы под национальную народную музыку, кроме как на свадьбе раз в сто лет. Они скорее будут танцевать на дискотеках под американскую музыку.
В Гвадалахаре (Мексика) я не могу найти ни одного хорошего ресторана с хорошей едой и хорошей мексиканской музыкой, хотя Гвадалахара является местом происхождения музыки мариачи. Впрочем, если мне нужна джазовая музыка, рок или рэп, можно найти множество заведений, где они звучат.
Однажды у меня был лекционный тур. Я приземлился в Лиме, в Перу. Я предвкушал поездку в эту страну, хотел попробовать их национальную еду, послушать музыку, посмотреть на их национальную одежду. Когда я шел по аэропорту, я услышал музыку, которая звучала из больших колонок. Я слушал. Играла песня «Я оставил свое сердце в Сан-Франциско».
В Белграде (Сербия), где я вырос, я искал местное лакомство, которое называется burek, пирог со шпинатом и сыром фета, который я с нетерпением хочу съесть, как только прилетаю в эту страну. Раньше его можно было найти на каждом углу. Теперь нет. Вместо этого пицца, гамбургеры, будь то McDonald’s или Burger King.
Даже в Иране, стране, которая сегодня считается врагом Америки, молодежь предпочитает носить американскую одежду и есть американскую еду. Местная национальная музыка их смущает, и их не удастся увидеть в национальном костюме.
Я называю этот феномен «культурным колониализмом». И мне кажется, что одержимость американской культурой уничтожает местную еду, музыку и танцы. Когда люди пытаются стать похожими на американцев, они подавляют свою национальную идентичность.
ЮНЕСКО должна защищать не только здания и исторические объекты для будущих поколений, но и национальную еду, музыку и танцы, чтобы разнообразие могло процветать и в дальнейшем. Мы должны сделать все, чтобы культурный колониализм не разрушал красоту и богатство, которые каждая страна и каждая этническая группа могут привнести.