Главная » Наш диалог » для HR-директора » Проблема: Как обеспечить вклад обучения в результаты деятельности организации?

Проблема: Как обеспечить вклад обучения в результаты деятельности организации?



Тут нужно разобраться с двумя принципиальными моментами:

  • Почему обучение должно быть связано с решением реальных практических проблем?
  • Как организовать решение проблем так, чтобы достичь эффекта обучения?

Почему обучение должно быть связано с решением реальных практических проблем?

Сложнее всего доказать, что бюджет на обучение принес результаты для бизнеса!

Согласно знаменитой модели Дональда Киркпатрика, обучение последовательно оценивается от наиболее простых к наиболее сложным уровням в следующей последовательности:

  • Уровень 1 – Реакция (Reaction);
  • Уровень 2 – Научение (Learning);
  • Уровень 3 – Поведение (Behavior);
  • Уровень 4 – Результаты (Results).

На практике для HR-службы и участников проще всего оценить изменение первых двух уровней научения  –  «Реакцию» (понравилось или не понравилось участникам) и «Научение» или прирост знаний (сдали они выходные тесты или не сдали).

При этом вопрос «есть ли реальное влияние обучения на результаты?» как правило остается или неизвестным, или методика расчета отдачи очень сложна и требует построения достаточно сложной системы (пример – показатель ROI). Это приводит к тому, что к полученным результатам большинство лиц, принимающих решения, относятся как к некому шаманству и «танцам с бубнами» – возникает недоверие, и любой самый замечательный результат может быть подвергнут сомнению.

Когда же в результате обучения решаются реальные производственные проблемы, оценка результатов упрощается в разы. Всем и всегда можно показать какие конкретно проблемы были решены и какие эффекты были достигнуты.

Кроме того, при решении реальных проблем есть ряд эффектов которые положительно сказываются на всем процессе:

  • Более высокая мотивация участников – так как более наглядны и осязаемы результаты.
  • Участники и их руководители не воспринимают обучение как «отвлечение от дела», потому что в ходе обучения как раз дело и делается.
  • При правильно организованном процессе участники учатся друг у друга. А лучшее понимание условий и лучшая экспертиза по теме очень часто и так уже есть внутри организации.

Как организовать решение проблем так, чтобы достичь эффекта обучения?

Каждый день в любой организации возникающие проблемы так или иначе решаются, однако в большинстве случаев обучения не происходит.  Кроме того, часто принимаются невзвешенные и неэффективные решения проблем.

Вы наверняка сталкивались в ходе обсуждения реальных проблем с тем, что люди не слушают друг друга, перебивают, продавливают «свое» решение. Кто-то приходит не подготовленным. Постоянно возникают конфликты, которые заводят обсуждения в тупик. Раздаются телефонные звонки, кто-то проверяет почту, люди отвлекаются, и им приходится повторять. Эту обычную картину вы можете наверняка дополнить сами….

В результате этого хаоса принимаются невзвешенные и неэффективные решения, часто возникают скрытые обиды, убивается инициатива, в последующем звучит фраза «я же говорил»….

Но есть и иная реальность, когда при решении проблем достигается эффект вовлечения и обучения на практике. Это возможно, когда решение реальных проблем осуществляется в формате Synerteam.

Заседания начинаются и заканчиваются вовремя. Заранее отобранные нужные для решения вопроса участники внимательно слушают друг друга, не перебивают. Все вместе синхронно идут по процессу, четко фиксируя результаты. Никто не отвлекается, возникающие конфликты конструктивно разрешаются … и т. д.  И это не сказка, это реальность, которая приводит к тому, что помимо выработки взвешенных и эффективных решений, участники активно учатся друг у друга, узнают новое о себе и об организации.

Построение Synerteam – это технология, которая включает в себя: определение необходимого состава участников, распределение ролей, свод правил, технологию организации групповой работы, технологию ведения, требования к обсуждению и документированию результатов, систему подотчетности и контроля, а также систему учета достижений.

Система  Synerteam –  это ключевой элемент саморазвивающейся организации.

Константин Десяткин,
Консультант, квалифицированный тренер по Адизесу.

 

Информационная рассылка Института Адизеса в России