Наш диалог. Вопрос №29


Наш диалог. Вопрос №29

Вопрос

Как строить организационную структуру организации, в которой разные направления деятельности (точнее, разные стадии бизнес-процессов)  находятся на разных стадиях жизненного цикла?

Ответ

Существует стадия жизненного цикла, на которой находится вся компания в целом. При этом, его подразделения могут находиться на разных стадиях своего жизненного цикла. И это абсолютно нормально и естественно. Стадии жизненного цикла организации или департамента часто можно определить по их PAEI-коду, то есть, насколько хорошо выполняются функции:

Р – краткосрочная результативность

А – административная; краткосрочная эффективность

Е – предпринимательская; долгосрочная результативность

I – интеграционная; долгосрочная эффективность

Безусловно, в любом подразделении компании какие-то функции выполняются удовлетворительно, а какие-то превалируют. У каждого подразделения есть преобладающие функции, которые наиболее важны для того, чтобы подразделение выполняло свои обязанности. Например, в подразделении продаж должна преобладать функция Р, а в маркетинге – функция Е. Таким образом, естественно, что подразделения находятся на разных стадиях жизненного цикла. На это также влияет степень изменений и реакция на эти изменения в различных подразделениях. Отдел продаж должен очень быстро реагировать на изменения рынка, а бухгалтерия, к примеру, не подвержена столь быстрым изменениям, так как является частью инертной макро-среды, связанной с законодательством, налогообложением и т.д.

Одной из главных корневых причин плохого выполнения подразделением своих функций и операционных задач, как правило, является неэффективная или устаревшая организационная структура. При этом организационная структура должна способствовать достижению организацией своих стратегических целей. Должно быть соответствие между структурой ответственности (правильное распределение зоны ответственности), структурой полномочий (правильное распределение полномочий) и структурой вознаграждений, а также должны быть правильно выстроены информационные управленческие потоки.

Одним из многих принципов построения организационной структуры является построение структуры по принципу PAEI, где учитывается основная функциональная направленность подразделений. Если вы объедините в одном подразделении маркетинг и продажи, то краткосрочные важные задачи продаж будут вытеснять долгосрочные задачи маркетинга, и отдел маркетинга фактически станет обслуживающим придатком отдела продаж.

Хочу заметить, что это важный, но не единственный принцип выработки организационной структуры.

– Питер Штром, Вице-президент Института Адизеса


Задайте свой вопрос сертифицированным консультантам Института Адизеса со всего мира!

 

Информационная рассылка Института Адизеса в России