Главная » Блог Ицхака Адизеса » Управление: Дело Взаимного Доверия и Уважения

Управление: Дело Взаимного Доверия и Уважения



Сделай своим делом узнать себя, а это является самым трудным делом в мире.

Мигель де Сервантес

Мы все можем согласиться с тем, что не существует идеального «книжного» менеджера. Но где это знание оставило нас в баталиях с девяностыми? В последнее десятилетие японская теория и практика менеджмента вела по пути, где аксиомами являются командный менеджмент и командное производство. Сейчас командное мышление в моде и является частью американской корпоративной сцены.

Но если мы всего лишь заимствуем организационную формулу командного управления и не понимаем, что на самом деле стоит за этим, то куда мы на самом деле направляемся?

Изменения означают конфликт. Для хороших менеджеров и хорошего менеджмента нам нужен рабочий процесс взаимодоверия и взаимоуважения. Хорошие менеджеры – это люди, которые способны внушать доверие и уважение, и хорошие менеджеры знают себя.

Это в чем-то похоже на управление лошадью или гоночной машиной. Если хотите объездить лошадь или хорошо скакать на ней – или даже просто остаться верхом, лошадь должна доверять вам, а вы должны «чувствовать» лошадь. А гонщики рассказывают, что разница между победой и поражением заключается в том, насколько хорошо вы «чувствуете» машину в процессе управления. Вы не можете управлять частями машины; вам нужно «слышать» ее мотор и как она ведет себя на ходу.

Хороший менеджер, пожалуй, не сможет вобрать в себя все добродетели, которые мы хотели бы приписать менеджменту. Но как бы то ни было, существует несколько способов начать путь к тому, чтобы стать хорошим менеджером:

1. Кто совершенен? Некоторые менеджеры – хорошие администраторы, другие хороши в предпринимательстве или интеграции. Некоторые – непревзойденные производители результатов. Не каждый рожден с природными навыками во всех аспектах кода PAEI – Производстве результатов (producing), Администрировании (administrating), Предпринимательстве (entrepreneuring), Интеграции (integrating). Но это не означает, что мы пожизненно отмечены только одной способностью. Эта точка отсчета дает нам первый способ постичь природу вещей и является наиболее естественным способом для нас смотреть на мир. Но мы должны учиться восприятию мира из других направлений. Нам нужно стремиться к тому, чтобы стать лучше в тех сферах восприятия и деятельности, которые отличаются от наших стилистических предпочтений, и в то же время, принимая факт, что мы не можем быть совершенны.

2. Налаживание контакта. Будьте в контакте с вашим социальным окружением. Принимайте обратную связь от других, чтобы определить, кто вы. Осознайте, что вы и есть то, что вы делаете – и учитесь учиться, благодаря обратной связи, полученной от других. Если менеджеры могут принять комментарии других об своих слабых сторонах так же, как и о сильных, они будут способны справиться с конфликтами, источниками которых являются различия в стилях менеджмента.

“О, что за силу нам возможность даст, Себя увидеть, как другие видят нас”, – писал поэт Роберт Бернс.

3. Это дело самоактуализации. Получите сбалансированное видение себя. Придите к осознанию своих сильных и слабых сторон. Общественные мыслители прошлого, такие как Маслоу, Бэл и Роджер, писали  о «самоактуализированной личности». Теперь другие озвучивают ту же тему. Имена могут различаться, но идея – та же, и это не только значимо, а и здраво. Самоактуализированные люди ориентированы на действия, маршируют под другой барабан и готовы учиться у каждого. Они – главные составляющие эффективной участвующей управленческой команды.

4. Отказ от разделенности. Хорошие менеджеры – это люди, которые слышат, слушают и чувствуют. Но они не могут слышать, не слушая, или слушать, не чувствуя. В наши дни это не просто. Современные технологии отделяют нас друг от друга и закрывает наши способности чувствовать. Но хорошие менеджеры чувствительны к влиянию, которое они имеют на других и влиянию других на себя.

5. По-настоящему видеть… У нас есть лишь одно слово для обозначения снега. У эксимосов их пять. Нам нужно подвергать растяжке наши способности взаимодействовать с другими. Не только определять свое превосходство в чертах, в которых мы лучше. Нам нужно научиться определять превосходство в других, особенно в тех ролях, в которых мы не особенно сильны. Признание характеристик других, которые дополняют наши достоинства  это еще один большой шаг в создание работающей команды.

6. …И по-настоящему слышать. Хороший менеджер принимает мнения других в сферах, где их суждения потенциально лучше, чем его собственные. Является ошибкой характеризовать людей как подчиненных или вышестоящих, потому что это создает культ личности и предполагает, что менеджер выше своего подчиненного во всем.

7. Разрешение конфликтов. Нам нужно признать, что конфликты в порядке вещей. Конфликты неизбежны для роста. Менеджер, достигающий результатов, способен разрешать конфликты, которые обязательно возникают, когда людям с различными потребностями и стилями приходится работать вместе, чтобы создать из себя эффективный управленческий микс. Вы накликаете беду, если уходите от борьбы менеджерских стилей или ищете мгновенной и постоянной гармонии.

Цель – работать над созданием обучающегося окружения. В поддерживающемся обучающемся окружении конфликт воспринимается не как угроза, а как возможность учиться друг у друга и развиваться как команда.

Если мы бросимся в 90-е с новой формой участвующего и командного менеджмента без того, чтобы развить качества, помогающие верно обращаться с другими, мы можем навлечь управленческую и организационную беду. В современном обществе мы часто преувеличиваем значение владения информацией – «как и что делать» – и почти игнорируем критическую важность того, “какими нам быть.” Это дело слушания, чувствования, познания себя – труднейшего в мире дела.

Успеха на просто достичь, но это роль, которую менеджмент призван сыграть.

Искренне Ваш,
Dr. Ichak Kalderon Adizes

Перевод: Виктория Кучерчук

 

Информационная рассылка Института Адизеса в России