Главная » Блог Ицхака Адизеса » Типология стратегий; Их влияние на организационную структуру

Типология стратегий; Их влияние на организационную структуру



Этот пост был опубликован 23 марта 2018 года.

Структура и стратегия связаны между собой.

Структурируя компанию, необходимо руководствоваться той стратегией, которую организация решила использовать на рынке. Чтобы классифицировать стратегии и проанализировать, как они влияют на организационную структуру, мы можем использовать PAEI-код.

У вас может быть Р-стратегия, А-стратегия, Е-стратегия, I-стратегия при разработке стратегического плана для компании. Вы должны себя спросить: «Что мы можем делать лучше конкурентов, какое наше конкурентное преимущество? Какую выгоду мы можем извлечь из наших сильных сторон? Какая стратегия позволила бы нам быть сильнее конкурентов?».

Топ-менеджеры должны спросить себя: «Каковы наши сильные стороны? И как мы можем еще больше совершенствоваться, делать акцент, развивать эти сильные стороны на нашем рынке?».

Теперь, какая сильная сторона (Р)? Продуктивность. Некоторые компании очень, очень и очень продуктивны. Они могут производить больше, быстрее и лучше своих конкурентов. При создании организационной структуры своей компании им необходимо уделять повышенное внимание поддержанию и повышению эффективности своих производственных процессов. Именно в этом заключается их конкурентное преимущество, и они захотят сохранить это рыночное преимущество путем структурной перестройки команды отдела продаж, производству и расширению географического рынка.

Если в компании хорошо организованы процессы, они эффективно функционируют и систематизированы, у компании мощная А-стратегия. Что такое (А)? Административная структура. Эти организации скорее всего превосходно обслуживают клиентов. обеспечивают великолепную клиентскую поддержку и предоставляют гарантии. Их система поставок не имеет себе равных. Это же касается и рабочего процесса. А-структурированные компании могут быть в разы лучше других организаций. Хороший пример А-компании является Amazon. Основное преимущество Amazon – это их система доставки. Amazon разработали организационную структуру вокруг системы доставки и активно инвестировали в строительство и совершенствование современных роботизированных операционных систем на складах. Собственно говоря, если вы продаете через Amazon (как мы в Институте Адизеса) и хотите отправить товар самостоятельно, вы должны подписать соглашение о том, что вы будете отправлять товар в течение 24 часов после его продажи. Если вы не сделаете этого, они прекратят с вами сотрудничать. Какие их ключевые конкурентные стратегии? Своевременность, организация, доставка в установленные сроки. В этом случае организационная структура должна играть важнейшую роль, необходимо сосредоточиться на совершенствовании и поддержании цепочки поставок и функций доставки.

Другие компании следуют Е-стратегии; стратегии инновации. Пример высокоинновационной компании – 3M. Они создают новый продукт почти каждый год. Они впереди конкурентов. К тому времени, как конкурент копирует их продукт, у них уже появляется новый продукт. Их рыночная стратегия ориентирована на внедрение новых продуктов, на решение проблем потребителей. Таким образом, их структура организована вокруг научных исследований и разработок, испытания продуктов и реакции потребителей на новые идеи. Структура 3M поддерживает свою стратегию инноваций.
Компания с I-стратегией имеет организационную структуру, которая по своей сути внутренне ориентирована на людей и накопленный опыт, состредоточена на предоставлении наилучших рабочих условий. Таким образом, компания привлечет наибольшее количество талантов в своей сфере. Пример – Google. Google создают благоприятные условия и обеспечивают получение опыта работы, поэтому каждый хочет на них работать. В Amazon все по-другому. Как известно, в Amazon люди плачут на своих рабочих местах, потому что внимание компании сосредоточено на (А), потом на (Р), а не на (I).

Когда мы внедряем методологию Адизеса в компаниях, мы рекомендуем своим пациентам взглянуть на свою отрасль, определить свои сильные стороны и стратегию, которая позволит им получить конкурентное преимущество на рынке. Мы спрашиваем: «Вы – Р-компания, или структурированы для А-стратегии? Вы больше (Е) или (І)-ориентированы?». Ваша компания не может быть «лучшей» во всем. Вы не можете быть идеальными во всех PAEI-ролях в своей отрасли. Это слишком дорого. Вы должны выбрать одну или две стратегии, чтобы по-прежнему сосредоточивать внимание и оставаться конкурентоспособными.

PAEI-стратегия Адизеса влияет на структуру, где особое внимание уделено расположению подразделений в организационной иерархии, бюджетам (как распределяются ресурсы), а также подбору персонала и распределению вознаграждения.

Стратегия, структура, информационная система, система вознаграждения должны быть согласованы и спроектированы с учетом того, на какой роли компания делает акцент, выстаивая свою стратегию.

Просто мои мысли,
Ицхак Калдерон Адизес

 
Информационная рассылка Института Адизеса в России