Главная » Блог Ицхака Адизеса » Победа формы над содержанием и потеря здравого смысла

Победа формы над содержанием и потеря здравого смысла



Я стою на перекрестке. Красный свет предупреждает о том, что переходить нельзя.

Я смотрю налево и направо. Я могу сказать с уверенностью, что на дороге нет машин. И все же, я стою и жду, пока загорится зеленый свет.

Мне приходит в голову следующий вопрос: «Кто здесь главный?». Я или светофор? Я не думаю, не руководствуюсь здравым смыслом, лишь слепо повинуюсь правилу, которое кто-то придумал.

Интересно, возможно ли, что мы думаем все меньше и меньше, потому что технологии все больше и больше «думают» вместо нас.

Популярные СМИ публикуют статьи о роботах, которые захватывают мир, но иногда мне кажется, что мы сами превращаемся в роботов.

Этот момент на перекрестке заставил меня быть более внимательным и задуматься над увиденным. Кажется, что чем больше развита страна, тем меньше живущие в ней люди руководствуются здравым смыслом. Они не думают, они просто реагируют на стимулы. Во время решения проблем они полагаются на готовые концепты, которые им дало образование. Когда мои бывшие коллеги из академических кругов сталкивались с проблемами, они использовали литературные понятия как готовые решения. Создавалось впечатление, что они пытались найти проблему, а не решение. Когда я работаю в странах, которые развиваются, обсуждение проблем с людьми дается мне намного легче, они более открыты для поиска креативных решений и мыслят более здраво.

Для тех, кто знаком с теорией стилей управления PAEI, я хочу объяснить, чем может быть обоснован такой образ мышления.

Современная система образования все еще сосредоточена на модели, которая поощряет учеников в большей степени «учиться, чтобы знать», а не «учиться, чтобы учиться». Чем больше времени человек проводит в этой системе образования, тем больше он становится тем, кого на иврите называют egel melumad, «ученый теленок», либо «танцующим медведем» в переводе с сербского языка. Другими словами, когда мы учимся в этой системе, мы начинаем мыслить и действовать механически. Мы не используем своей интуиции и с большей охотой отвечаем на запрограммированные стимулы…

Поведение, которое соответствует стилю (А), вызвано внешними стимулами, в то время как поведение (I) характерно тем, что мы прислушиваемся к собственным мыслям и чувствам.

Когда мы руководствуемся стилем (А), мы не думаем, мы следуем тому, что называется «правилами». Из-за избытка стиля поведения (А) появляется все больше технократов и бюрократов, а на национальном уровне – нацистов, которые не думают и не сочувствуют, а поддерживают автоматизм в нашем поведении с помощью идеологии.

Избыток (А) вытесняет (I).

Если экстраполировать феномен исчезновения (I), вызванного чрезмерным распространением (А) на сферу искусства, мы сможем прочесть его как форму, вытесняющую содержание. К примеру, американские фильмы все чаще имеют увлекательную форму и скудное содержание, потрясающие спецэффекты сочетаются с поверхностной историей.

Я думаю, что «приоритет формы над содержанием» или «формы, которая берет верх над содержанием» – это тренды, которые можно заметить и в современном искусстве. Современные произведения искусства состоят из форм и интересных комбинаций цветов, но они не производят на меня глубокого впечатления. На них приятно смотреть, не более. Один из самых ярких примеров такого искусства я встретил на Венецианском биеннале: полностью чистое полотно такого же оттенка белого, как и стена, на которой оно висит. Это все. Я понимаю, что художник пытался этим что-то донести, но что? Я не знаю.

Возможно, я просто старик, которого одолела ностальгия, который застрял в прошлом и отказывается принимать новый мир. Возможно, кто знает.

 

Просто мои мысли,

Ицхак Калдерон Адизес

 

 
Информационная рассылка Института Адизеса в России