Главная » Блог Ицхака Адизеса » Об образовании

Об образовании



Этот пост был опубликован в the Huffington Post 23 марта 2015 года.

В Югославии, где я родился, и в Албании, где во время войны прошло мое детство, тех, кто не окончил начальную школу, считали безграмотными.

В Израиле, чтобы не быть полным неудачником, нужно было окончить, если я не ошибаюсь, среднюю школу. Учиться в университете не было обязательно.

В Соединенных Штатах, ты – никто, если у тебя нет хотя бы степени бакалавра. Без нее невозможно устроиться на хорошую работу. А шансы выпускника средней школы, который не продолжил образование, вообще равны нулю.

Мне кажется, что в наше время даже степени бакалавра уже недостаточно. Чтобы устроиться на работу хоть с каким-то будущим, необходимо получить степень магистра. Мой административный помощник, к примеру, имеет степень магистра, но задания на этой должности, главным образом, сводятся к обязанностям секретаря.

Что же происходит?

По-моему, объём материала и информации, который необходим студенту для того, чтобы приступить к работе, постоянно увеличивается.

Молодые люди предпочитают начинать свою карьеру позже, поэтому подготовка к реальному миру им обходится все дороже.

Что именно необходимо потенциальным работникам: больше подготовки или больше полномочий?

И нужно ли все это в действительности?

Педагог Иван Иллич утверждал в своих книгах, что наше общество чрезмерно образовано, но что не все, чему учат, действительно необходимо.

Я с ним согласен. На мой взгляд, после окончания учебного заведения человек должен продолжать учиться. Нормой должно стать постоянное обучение, а не зубрежка всего подряд в раннем возрасте. Неосмысленное заучивание  приводит к тому, что люди бросают учиться сразу же после получения диплома. А такого понятия как «достаточная» образованность попросту не существует.

Мир стремительно меняется и большая часть информации, которую мы учим в школе, быстро становится устаревшей, забывается из-за отсутствия практики или воплощения в жизнь.

Главная цель образования – вызывать жажду знаний, именно для этого оно и существует. Но нынешняя система образования далека от этой цели.

Преподавателям нужно встроить в нашу образовательную систему программу и курс обучения, которые вызывали бы желание продолжать учиться на протяжении всей жизни.

Курс, который бы побуждал студента узнавать все больше и больше о предмете, которым он увлекается. Важно, чтобы студент осознавал, что ему всегда есть чему учиться.

Чтобы подготовить нас к жизни, совершенно необязательно учить нас всему. Достаточно привить нам любовь к учебе и показать, где нужно искать то, что мы хотим выучить, то, что нам кажется наиболее необходимым.

Важно, чтобы в рамках такой образовательной структуры человек черпал свои знания не только из книг, но и от общения с людьми. Даже у камней, пчел и звезд есть чему поучиться. Одним словом, мы должны показать, скольким вещам можно научиться из опыта. Мы должны учить непредвзятости. Учить отпускать то, что знаешь, чтобы выучить что-нибудь новое о том самом предмете.

Я, например, если выходить из моих школьных оценок, не был хорошим учеником. У меня была двойка по английскому, четверка по истории и тройки по всем остальным предметам. Вот какие оценки были в моем школьном дипломе.

С такими достижениями я должен был стать дворником. Но я никогда не прекращал учиться.

Когда я получил степень Ph.D. в Колумбийском университете, мой научный руководитель взял меня с собой на ланч и сказал: «Это не конец. Это начало. Теперь ты знаешь, сколько всего тебе еще предстоит выучить».

Я никогда не забывал эти слова. Они стали моей «религией». Хорошее образование – это не знание, это понимание того, скольких вещей мы еще не знаем…это растущая жажда, дающая нам возможность знать еще больше.

Читая лекции, я обязательно объясняю аудитории, что независимо от предмета, который я им преподаю, это всего лишь введение. Я делаю это для того, чтобы под конец лекции они оставались недовольными и разочарованными. Я хочу, чтобы они почувствовали, сколько всего им еще предстоит выучить. Я даю им ценные знания и еще кое-что, более важное: я делаю так, чтобы аудитории хотелось знать больше. Так бывает с хорошей  едой, игрой или книгой. Когда читаешь последнюю страницу, становится грустно, потому что книга заканчивается. Хочется, чтобы страниц было больше.

Таким я вижу хорошее образование.

Задумайтесь над этим.

Ichak Kalderon Adizes

 

Информационная рассылка Института Адизеса в России