Главная » Блог Ицхака Адизеса » Какую пользу может принести отказ?

Какую пользу может принести отказ?



Джек Кенфилд, мой друг и соавтор книги «Куриный бульон для души», однажды сказал мне, что рукопись вышеупомянутой книги увидела свет с большим трудом, только после двадцати отказов нашелся издатель, готовый ее опубликовать. Книга стала настоящей сенсацией. Она расходилась миллионными тиражами и переводилась на множество языков.

Что же случилось? Почему так много издателей отвергли эту книгу?

Перед тем как ответить на этот вопрос я приведу вам еще один пример.

Совсем недавно я разговаривал с одной очень талантливой художницей. Ее картины висят в моем доме рядом с работами самых известных американских художников. Когда ко мне приходят гости, первым делом они обращают внимание именно на ее картины и только потом на картины остальных. Хотя художественная школа в Йеле отказала ей в степени магистра.

Что же происходит?

Мой вывод: в кругах литературы и искусства существует некое «учреждение», если вы не считаетесь его членом, то вашу работу будут довольно часто отвергать.

Под словом «учреждение» я не имею в виду слои общества. Я думаю, что в большинстве случаев это некая философия, общепринятое чувство комфорта, привычных рамок и границ.

Если новая работа писателя или художника отступает от общепринятых норм или же если она недостаточно привычна, то, скорее всего, эта работа не сразу станет общепризнанной.

Даже «Жар-птица» Стравинского когда-то была освистана зрителями.

Сегодня мы восхищаемся картинами, которые висят в музеях, но когда-то их авторов презирали. Некоторые из всемирно известных художников прожили всю жизнь в нищете и голоде, но сейчас за их картины многие готовы отдать кучу денег.

Я веду к тому, что художники не должны оценивать свою работу по реакции окружающих. Неприятие может означать, что работа необычна и выходит за рамки общепринятых норм. Мой совет художникам: не сдавайтесь. Разрешите времени догнать вас.

Но далеко не каждое новое произведение искусства опережает свое время. Некоторые творения обоснованно не находят признания, потому что они поверхностны или плохо выполнены.

Как определить настоящее произведение искусства?

Я думаю, что главную роль здесь играет мотив. Я считаю вполне справедливым, если художника, создающего свое произведение для того, чтобы понравиться публике или заработать деньги отвергают.

Почему?

Потому что все, в чем нуждаются такие художники – это успех.

Они недостаточно хорошо делают свою работу, поэтому и не становятся успешными.

Но если художник создает что-то кардинально новое и уникальное с помощью своей фантазии и профессиональной одаренности, чтобы выразить себя, отказ не всегда справедливый и он не обязательно означает недостаток таланта.

Почему?

Потому что такие художники не пытаются кому-то понравиться. Они стремятся усовершенствовать свое мастерство, создать образ и форму по собственным критериям. Разрешите времени сделать свою работу и подождите, возможно, о них еще заговорит мир. И даже если это случится после их смерти, в этом нет ничего плохого. Ведь настоящий художник не старается понравиться окружающим, он старается соответствовать своим внутренним требованиям.

Я думаю, что это должно касаться не только художников. Это отличительная черта всех инноваторов, каждого, кто пытается выразить себя в любом виде или форме.

Путь инноваторов, людей, ломающих стереотипы, не должен быть основанным на страхе отказа. Даже наоборот, неприятие может послужить показателем того, что художник находится на верном пути. Пожалуй, наихудший ответ, который может получить инноватор – это не отказ, а молчание.

Задумайтесь над этим.

Ichak Kalderon Adizes

 

Информационная рассылка Института Адизеса в России