Главная » Блог Ицхака Адизеса » Что связывает нас с прошлым

Что связывает нас с прошлым



Я остановился в Стамбуле по пути в Астану, столицу Казахстана, чтобы отдохнуть, привыкнуть к разнице во времени и не чувствовать себя зомби на встрече с клиентом.

Как я и ожидал, я не могу уснуть. А когда я не могу уснуть, я провожу время в размышлениях, читаю и пишу. В этот раз я думал о прошлом, а именно о том, что связывает нас с нашим прошлым.

Ответ оказался неожиданно очевидным. Воспоминания.

Но каким образом работает механизм воспоминаний? Что заставляет нас чувствовать страх или ностальгию?

Я полагаю, что это пять чувств.

Благодаря зрению мы вспоминаем образы из прошлого. Именно поэтому мы фотографируем то, что хотим запомнить. Спустя годы мы смотрим на снимки, и прошлое оживает у нас перед глазами, мы ощущаем когда-то пережитые эмоции.

Наше обоняние также может переносить нас в прошлое. Мы можем почувствовать знакомый запах, который напомнит нам о том, что мы когда-то пережили. И это не обязательно хорошие воспоминания.

Я знаю женщину, которую изнасиловал мужчина со специфическим запахом. По сей день она не может переносить этот запах потому, что как только она его чувствует, ее воспоминания сразу же оживают, и она начинает паниковать.

А как насчет звуков музыки? У каждого из нас есть музыка, которая вызывает определенные, только нам знакомые, чувства. В моем случае, на меня накатывают воспоминания о прошедшей любви, когда я слышу музыку из фильма Доктор Живаго. Когда-то я смотрел этот фильм с девушкой, которую очень любил. Я тогда учился в старших классах, это было шестьдесят лет тому назад. Этой девушки уже давно нет в моей жизни, но каждый раз, когда я слышу эту музыку, мое сердце начинает биться чаще.

Интересно, правда? Но может ли это чему-нибудь нас научить?

Думаю да. Чем больше мы используем свои чувства в настоящем, тем больше воспоминаний у нас будет в будущем. И если мы используем их в положительных ситуациях, то и воспоминания у нас будут положительные.

Другими словами, чем больше мы используем свои чувства, тем легче нам ощутить себя живыми.

Что происходит, когда мы читаем книгу? Мы визуализируем то, что читаем. Но если в книге нет звуков, запахов или стимулов к визуализации?

Если это учебник по математике? Каким образом мы запомним эту книгу?

Мы запомним содержание книги, а не наши переживания. За исключением того случая, если мы были наказаны за отсутствие на уроке или на нас накричали родители.

Если после такого кто-то повысит на нас голос так же, как когда-то сделали родители, в нашей памяти сразу же всплывет тот урок математики.

Мне довольно интересен тот факт, что в еврейской традиции обучение ассоциируется с чем-то сладким. Старательные ученики получали сладкие награды. Таким образом, процесс обучения вспоминается как что-то исключительно позитивное. Именно поэтому мы и стали нацией, которая учится на протяжении всей жизни.

Следует не забывать о том, что отец и мать оставляют очень глубокий след в памяти своих детей. У многих мама всегда будет ассоциироваться с вкусной едой, которую она готовила. Дети, на которых кричал отец, всегда будут помнить его голос, и даже через много лет он будет вызывать тот же дискомфорт, который вызывал в детстве.

Значит, у нас есть выбор. Каким образом мы хотим запоминать? Какой след мы хотим оставить в памяти других?

Все зависит от чувств, которые мы можем задействовать.

Задумайтесь над этим.

Ichak Kalderon Adizes

 

Информационная рассылка Института Адизеса в России